…Но, одного из ближайших учеников не было в то время в доме. Фома, по прозвищу «Близнец», услышал от остальных весть о явлении Воскресшего. Упрямство его характера, неоднократно описанное на страницах Евангелия, проступает здесь с особой силой: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю!» В таком состоянии категорического неверия Фома пробыл восемь дней…
Продолжая торжественное празднование Пасхи Новой Спасительной, Церковь Господня призывает нас стать участниками событий, последовавших за Светлым Воскресением Христовым. Засвидетельствовав Свою победу над диаволом и смертью Восстанием из мертвых, Спаситель явился в обществе Своих учеников находящихся в смятении «страха ради иудейска». И не только боязнь мести со стороны врагов Христа стала причиной их смятенного и подавленного состояния: крушение надежд связанных с верой в мессианство Иисуса из Назарета тяжелым камнем легла на их сердца. Они не могли понять, как Всесильный Мессия и Чудотворец мог допустить Свою смерть на кресте?! Вывод напрашивался только один… И даже пророческие слова Господа о Своем тридневном Воскресении не могли разогнать сумрак, царивший в их душах. И вот, при запертых дверях, Сам Иисус явился среди их собрания, дабы уверить в истинности Своего учения показав Свою воскресшую Плоть. Что бы обрадованные ученики не смущались своим отпадением от Учителя во время Его страданий и казни, Христос восстанавливает их в апостольском достоинстве, посылая на проповедь и сообщая власть прощать и оставлять грехи. Но, одного из ближайших учеников не было в то время в доме. Фома, по прозвищу «Близнец», услышал от остальных весть о явлении Воскресшего. Упрямство его характера, неоднократно описанное на страницах Евангелия, проступает здесь с особой силой: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю!» (Ин.20,25). В таком состоянии категорического неверия Фома пробыл восемь дней. По прошествии этого времени, ученики вновь собрались в доме, на этот раз и Фома был с ними. И снова, при запертых дверях среди них явился Учитель. Уже само это явление разрушило в прах неверие Фомино, потому что, на обращенное к нему приглашение Христа осязать раны на Своем Теле, ученик отвечает не предложенным действием, а искренним исповеданием. Причем, исповеданием не только того, что перед ним Воскресший Учитель, а утверждением, что Учитель Этот – Сам Бог: «Господь мой и Бог мой!» (28 ст.). По большому счету, каждый из апостолов был подобен Фоме в своем маловерии, ведь им поведали о Воскресении Христа жены-мироносицы, сподобившиеся благодатной вести от ангела. Однако, пока Сам Жизнодавец не явился среди маловерных учеников, сомнения брали верх в их душах. Поэтому, легкий упрек Иисуса Фоме: «ты поверил, потому что увидел Меня», можно отнести ко всем апостолам. Следующими же словами Господь указывает на веру, как на высший путь постижения Истины о Воскресении: «блаженны не видевшие и уверовавшие» (ст. 29). При этом Христос не противопоставляет эти два пути и не унижает пути личного удостоверения в делах веры, однако, указывает на превосходство веры перед доказательством. Каким бы путем мы с вами, братия и сестры, не сподобились познать истинность Воскресения Христова, Всещедрый Господь да даст нам ту ревность, которую имели божественные апостолы, неустанно дни и ночи проповедуя весть о Воскресшем! На следующей неделе Церковный Устав предписывает начало молитвословий об усопших. Во вторник мы делимся пасхальной радостью с почившими сродниками, молясь за них на особой Панихиде, а затем посещая места их блаженного упокоения. День этот носит древнеславянское название «Радоница», что означает «время радости». Наши пасхальные молитвы о почивших в эти дни растворены не горестью разлуки, а радостью о возможности стать участниками Воскресения!