Наместник монастыря, Архимандрит ДИОДОР, возглавил божественную Литургию в Неделю Пятую по Пятидесятнице. Молитвенное и возвышенно-проникновенное пение монастырского хора за богослужением позволило всем присутствующим в Храме отрешиться от «житейских попечений» и вознести свой ум к Тому, Который есть «Един на потребу». Не столько торжественность, сколько сосредоточенный самоанализ чувствовался во всем строе Божественной Службы. Каждого заставило глубоко задуматься повествование Евангелиста Матфея об исцелении Господом Иисусом Христом бесноватых в стране Гергесинской (Мф.8,28-9,1).
По благословению Высокопреосвященнейшего АГАФАНГЕЛА,
митрополита Одесского и Измаильского,
священноархимандрита Свято-Иверского Одесского мужского монастыря
ИВЕРСКИЙ ЛИСТОК № 12
от 27 Июня 2010 г.
Мы слышали евангельское благовестие об исцелении Иисусом Христом двух бесноватых в стране Гергесинской (Матф. 28 гл.). Это благовестие свидетельствует о том, что злые духи существуют на свете и совершают над людьми свои пагубные действия. Верующим в Добро и Свет иногда тяжело и неприятно думать о том, что есть темное зло, которое как тля и ржавчина силится уничтожить в нас то, что взращено Божественной Любовью. Мы имели бы некоторое право не верить в существование злых духов, в прошлом добрых, но отпавших от Бога и теперь навечно утвердившихся во зле, если бы вокруг себя видели одно добро и добрых людей, но мы видим и зло и злых людей. Как не верить в существо, всецело и бесповоротно ожесточенное во зле, если и среди людей встречаются такие упорные личности, что никакие наказания, даже угроза смертной казни не в состоянии заставить их бросить злые привычки и преступные дела?!
Бес всегда силен нашей слабостью. Потому, слово Божие говорит: «Не давайте места диаволу» (Еф.4,27). Зло, гнев, пьянство, сквернословие, зависть, ненависть, скупость, сребролюбие, блуд, нечистота, лукавство, ложь и другие пороки людские вполне можно назвать беснованием, носителей этих пороков – одержимыми, или бесноватыми. Откуда может произойти в человеке столько и таких зол? Очевидно, от диавола, который есть начинатель всякого зла. «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил»(1Ин.3,8).
Евангельское повествование показывает, что Христос страшен для бесов. Они трепещут и не могут быть там, где находится Бог, они бегут оттуда. Если в нашей душе будет Бог, то злые духи будут бежать от нас, как от огня.
Для борьбы с диаволом необходимо облечься в оружие: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских…А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого… И меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф.6,11-17).
Лучшее оружие для борьбы с диаволом – молитва и пост. Сей род, сказал Господь о бесах, ничем не изгоняется, только молитвой и постом (Мк.9,29).
Бесы говорили священномученику Киприану: «Мы не можем смотреть на крестное знамя, оно, как огонь, опаляет нас и прогоняет». «Именем Иисуса всегда бей ратника,» т.е. бесов, — учит преподобный Иоанн Лествичник. «Нет крепче и сильнее оружия в духовной брани, как Иисусова молитва», — свидетельствует авва Иов. «Демоны не дерзают приблизиться к тому, кто беседует с Богом», — вещает Симеон Новый Богослов. Чтение Священного Писания есть великая защита от греха, учит авва Епифаний, а блаженный Иероним и преподобный Пимен говорят: «Думай постоянно что-нибудь доброе, чтобы диавол всегда находил тебя занятым; пока человек пребывает в духовном делании, враг не может поразить его».
Следуя примеру и указанию доблестных воинов Христовых, надеясь на Бога и укрепляясь благодатию Святого Духа, мы можем и должны выйти победителями в борьбе со злом и врагами нашего спасения. Аминь.
(Из проповеди Блаженнейшего Митрополита
Киевского и всея Украины ВЛАДИМИРА)