Около трех с половиной тысяч лет верующие в Истинного Бога каждую весну отмечают праздник Пятидесятницы. В период ветхозаветный это был праздник дарования Закона, после же искупительного подвига Христа Спасителя, Пятидесятница стала праздником пришествия Благодати. Ибо в этот день Дух Святой сошел на первых учеников Христовых, сообщив им неизреченные духовные дарования. С того времени Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, непрестанно освящает и благословляет путь каждого, кто следует за Спасителем мира. Праздничное богослужение в нашей обители в День Пятидесятницы возглавил Наместник монастыря, Архимандрит ДИОДОР. Обильно украшенный свежей душистой зеленью храм и зеленый цвет богослужебных облачений символизировали то животворящее действие Духа Святого, которое обильно изливается на Церковь со дня ее основания. В слове, произнесенном после прочтения Евангелия, отец Наместник особо подчеркнул значение Пятидесятницы, как дня основания Церкви в современном ее понимании: именно через Церковь верующие во Христа получают дары Духа Святого,вспомоществующие им в духовном делании. Особенностью богослужения дня Святой Троицы является присоеденяемая к Литургии Вечерня, на которой прочитываются коленопреклонные молитвы, проникнутые упованием на всесильный промысел Божий и выражается просьба о духовной поддержке в борьбе с грехом. Чтение этих молитв знаменует собой окончание праздничного пятидесятидневного периода и подготавливает верующих к предстоящему воздержанию в грядущем Апостольском посту. В богослужении Пятидесятницы, каждый год, особенно умилительным и долгожданным становится пение молитвы «Царю Небесный», которая является одной из стихир службы. На время пения этого гимна, вся братия и прихожане стали единым хором, славящим Сошедшего Духа и просящим об очищении и спасении от греха.
СИНАКСАРИЙ НА ПЯТИДЕСЯТНИЦУ
И ДЕНЬ СВЯТОГО ДУХА
Дух огневидный апостолам подал Христос в дуновении бурном.
Был рыбакам Божий Дух в день сей великий излит.
Праздник этот заимствован нами из священных книг евреев. Ибо как те празднуют у себя Пятидесятницу, памятуя число семь, и потому еще, что они, проведя в пустыне пятьдесят дней после Пасхи, восприняли закон – так и мы, празднуя пятьдесят дней по Пасхе, принимаем Святого Духа, устанавливающего закон, направляющего на всякую истину и располагающего к богоугодному.
Спаситель прежде Своих страданий, обещав пришествие Утешителя, сказал: Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо если Я не пойду, Утешитель не придет к вам (Ин.16,7). И еще: Когда же придет Он… то наставит вас на всякую истину (Ин.16,13). А также: Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя… Духа истины (Ин.14,16), Который от Отца исходит. И после страдания, когда на небо восходил, молвил опять: Вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше (Лк.24,49). Итак, сие обещав, посылает Его. И, когда при наступлении дня Пятидесятницы они пребывали в горнице, около третьего часа дня внезапно раздался с неба гром, и такой, что пришло в волнение множество народа собравшегося в Иерусалим со всей Вселенной, и Дух Святой в виде огненных языков явился на каждом не только из двенадцати, но и из семидесяти учеников. И говорили они чужими языками, то есть каждый апостол говорил наречиями всех народов. Иноплеменник слышал апостола, говорящего не своим родным языком, апостол же различал язык каждого народа и говорил на нем, почему и показалось собравшимся, что апостолы пьяны. Ибо никто не знал, каким образом апостол говорит всем по отдельности, и принимали его за пьяного. Иные же дивились, говоря: Что бы это значило? (Деян.2,12). Ибо то были люди, собравшиеся ради праздника со всей земли, в том числе парфяне, мидяне и эламиты.
В виде же языков Дух сходит для указания, что Он Живому Слову сродни или потому, что апостолам предстояло учить и обращать народы чрез слово. А в виде огня – потому что Бог есть огнь поядающий, и еще – ради очищения; в виде же языков разделяющихся – по причине разделения дарований. И как некогда знавших один язык разделил Он на многие языки и смешал их, так и ныне знающих один язык на многие разделил, чтобы из людей тех языков собрать всех, до краев вселенной рассеянных. В праздник же сошествие Духа случается с тем, чтобы из-за множества собравшихся и известие об этом распространилось бы повсеместно, а еще – чтобы подивились те, кто были в Иерусалиме на Пасху и видели происшедшее с Христом; в Пятидесятницу же – с тем, что и благодати Духа надлежало изойти в то самое время, в какое некогда дан был закон, и сообразно с тем, как Христос поступил, во время законной пасхи собственную Пасху совершив – Пасху истинную. Не на устах, а на главах у апостолов Дух почил с тем, чтобы объять главенствующее и превосходнейшее в теле и сам ум, от которого язык получает способность говорить. Или потому еще, что когда Дух, рукополагая апостолов в наставники всей поднебесной, посредством огненного языка издавал неким образом глас, то касался их глав, ибо всякое руковозложение над верхом главы совершается. Шум и огонь присутствовали здесь оттого, что и на Синае были, дабы обнаружилось, что Тот же Дух и тогда, и ныне подавал Закон и все устраивал.
А от шума ветра народ пришел в замешательство потому, что все провозвещенное от Христа иудеям об их погибели приблизилось, как думали, к исполнению. И что языки были как огненные, сказано с тем, чтобы о Духе Святом не помыслил никто ничего телесного. Апостолов обвиняли в пьянстве, но Петр, став среди народа и произнеся речь, отверг это как ложь и, приведя в своем слове пророчество Исайи, обратил к вере из бывших там около трех тысяч.
Сей Дух Святой присутствует у Отца и Сына во всем, а потому вкупе с Ними все совершает, в том числе грядущее воскрешение мертвых; и что захочет, то в исполнение приводит: освящает, отделяет на служение, воссоздает, посылает, умудряет, помазует пророков – проще же сказать, творит все, будучи самовластным, всесильным, благим, правым и властительным. Чрез Него вся премудрость, жизнь, движение и все причастное святыне и всяческой жизни. Как исходящий от Отца, имеет Он все то же, что Отец и Сын, кроме нерожденности и рождения. Когда Дух Святой излился на всякую плоть, мир исполнился всевозможных дарований, и все народы приведены были Им к богопознанию, а всякая болезнь и немощь душевная изгнаны.
Наитием Святого Духа, по молитвам святых апостолов, Христе Боже наш, помилуй нас! Аминь.