Иоанн — Апостол и Евангелист (Мф. IV, 21) — один из 12 избранных учеников Господа, писатель четвертого Евангелия, трех Посланий и Откровения. Его отец был Зеведей, рыбарь из Галилеи, а мать Саломия, одна из числа жен, служивших Господу от своих имений. Он был также братом Иакова, тоже апостола. В Свящ. Писании ничего не говорится о времени его рождения и смерти. На основании слов ев. Марка (I, 20), Иоанна (ХVIII, 15) можем думать, что Иоанн принадлежал к пользовавшемуся влиянием семейству и что, кроме дома, на берегах Галилейского озера, он имел также дом в Иерусалиме и был хорошо известен в нем. В первый раз упоминается он в Еванг. от Иоанна (I, 35) как один из учеников Иоанна Крестителя.
Это обстоятельство, связывавшее Иоанна с суровым проповедником пустыни, равно как и быстрая решимость, с которой он последовал за Иисусом и оставался всю ночь в Его доме, при знаменательном указании на Него Крестителя словами: вот Агнец Божий (Иоан. I, 36), достаточно свидетельствуют о том, как сердце богобоязненного юноши было восприимчиво к глубоким религиозным впечатлениям, как оно стремилось к наилучшему духовному ведению и разумению тайн Божиих, сравнительно с его современниками. Мы не можем положительно сказать, как долго он в первый раз оставался с Иисусом, но мы знаем, что по прошествии некоторого времени он возвратился к обычным своим занятиям рыболовством, и занимался починкой рыболовных сетей, когда Иисус, после чудесной ловитвы рыб, повелел ему следовать за Собой, и таким образом призвал к апостольскому служению (Мф. IV, 21). С сего времени уже до самого распятия Господа Иисуса мы постоянно видим Иоанна в тесном общении с Иисусом Христом, отличавшемся особенной любовью и нежностью к нему со стороны Господа. Он был не только одним из трех учеников в числе свидетелей важнейших событий земной жизни Господа, — нет, мало того, к нему одному прилагаются слова Евангелия: ученик, которого любил Иисус (Иоан. XIX, 25, 26) и который возлежал у груди Иисуса (Иоан. ХIII, 23,25).
За свою пламенную любовь и ревность по Иисусе он может быть и был прозван вместе со своим братом, Иаковом, Воанергес, т. е. сынами громовыми (Мар. III, 17). Действительно, эта любовь и ревность не имела еще той чистоты и полноты совершенства, какие требовались от учеников Христовых, как то видим из запрещения, заявленного однажды Иоанном, с другими апостолами, одному человеку употреблять имя Христово для изгнания бесов (Мар. IX, 38-40), из желания Иоанна со своим братом низвести огонь с неба на самарян, не позволявших пройти Господу через их город в Иерусалим (Лук. IX, 51-56), из просьбы Саломии, матери Иакова и Иоанна, обращенной к Господу о том, чтобы сыны ее заняли первые места в царстве Его (Мф. XX, 20). Но несомненно то, что Господь и любвеобильный Учитель постоянно очищал, возвышал и совершенствовал означенные, еще не созревшие в самом начале, высокие качества своего возлюбленного ученика. Иоанну, с его братом Иаковом и Симоном Петром, были явлены Господом особенные честь и преимущество — присутствовать при воскрешении дочери Иаира (Лук. VIII, 51), при славном Его преображении на Фаворе (Мф. XVII, 1) и Его предсмертной молитве в саду Гефсиманском (Мф. XXVII, 37). Затем мы видим Иоанна на Тайной вечере возлежащим у груди Иисуса и, по мановению Петра, спросившим Господа о предателе (Иоан. ХIII, 23-25). Он с Петром сопровождал Господа, по взятии Его воинами, в двор первосвященнический, а потом в преторию, куда он взошел с Петром, вероятно пользуясь своим прежним знакомством с первосвященником. После того он один из апостолов, презирая всякую опасность, стоял при кресте Распятого Господа, вместе