07 МАРТА.
На исходе первого дня Великого Поста христиане по особенному спешат в храм Господень. Уникальное творение человеческого гения представляется здесь всем желающим в этот вечер. Но, творение это — не искусная живопись и не изящная скульптура, не безсмертная музыка и не вечная поэзия. В этот вечер в Храме поется Покаянный Канон Андрея, архиепископа Критского — пожалуй, высшее достижение человеческого разума в области познания самого себя. Почему и как человек уходит от Бога и теряет себя?.. можно ли и нужно ли возвращаться назад и как это осуществить? — на эти вопросы дают ответ удивительные образы, начертанные преподобным Андреем еще в VII веке…
На протяжении четырех вечеров перед мысленным взором молящихся пройдет вся библейская история; а точнее сказать — не история, а психология. Святителю Андрею в Великом Каноне удалось воедино собрать и изложить все основные примеры грехопадений и благодатных восстановлений человеческих, упомянутых на страницах Библейских книг. Причем, не просто перечислением и пересказом событий занимается Святитель, а глубоким их анализом, основанном на Церковном Предании. После каждого приведенного примера авва Андрей делает нравственный вывод, предостерегая слушателей от пути греха или же наставляя на стезю добродетели.
В нашей обители уже насколько лет Канон Андрея Критского исполняется в согласии с древней традицией Киево-Печерской Лавры, когда текст Канона не просто читается предстоятелем, а «канонаршится» головщиками и пропевается хорами. Такой способ исполнения Канона буквально каждое слово ясно доносит до слуха молящихся, что дает возможность глубоко проникнуть в мысль святого автора. Головщиками, на нынешний период пения Канона, являются Наместник монастыря, Архимандрит ДИОДОР, и духовник обители, Архимандрит АЛЕКСИЙ.
По завершении Великого Повечерия отец Наместник возглавил уставную заупокойную литию, на которой поминаются от века почившие православные христиане. Такое поминовение, совершаемое каждый будний день на протяжении Великого Поста, показывает единство всех членов Церкви Христовой — и живущих и почивших о Господе. В особых поминальных книжечках — «синодиках», верующие записывают имена почивших родных и близких.