11 МАРТА.
В завершение первой седмицы Великого Поста Уставом установлено воспоминание чуда святого Феодора Тирона, сохранившего в IV веке христиан Константинополя от осквернения идоложертвенной пищей. В память этого события в храмах освящается коливо, напоминающее о необходимости стяжания простоты душевной. Император Юлиан Отступник (361—363), желая оскорбить верующих (согласно Деян.15:29, христианам предписано «воздерживаться от идоложертвенного и крови») приказал градоначальнику Константинополя в первую неделю Великого поста окроплять еду, продаваемую на городских рынках, идоложертвенной кровью. В это время во сне константинопольскому архиепископу Евдоксию явился Феодор Тирон и предупредил его о замысле императора. Святой повелел употреблять в эти дни в пищу коливо (кутью). В память об этом в Православии установлено празднование в честь святого Феодора, совершаемое в первую субботу Великого поста. В навечерие субботы (в пятницу) после литургии преждеосвященных даров читается молебный канон великомученику Феодору (составлен Иоанном Дамаскином) и происходит благословение колива и раздача его верующим. Данное празднование в честь Феодора Тирона описано уже константинопольским патриархом Нектарием (381—397). Коливо, освящаемое в этот день после Литургии Преждеосвященных Даров, напоминает нам о той простоте душевной, которую необходимо стяжать во время поста и не оскверниться внутренними идолами гордыни и высокомудрствования.