Рубрика — Внеклассное чтение
За время его управления городом произошли следующие события: открытие первой линии конки в Одессе (1881), закладка и сооружение здания городского театра и Павловского здания дешевых квартир, открыты школа садоводства на его собственной даче (где на его средства было построено два двухэтажных здания с домовой церковью в одном из них и одно одноэтажное), новый ночлежный приют и две столовые (для строительства которых Маразли внес 30 тыс. рублей), открыт памятник А. С. Пушкину и памятник-колонна императору Александру II, сооружен комплекс лечебного заведения на Куяльницком лимане (где на средства Маразли был построен барак для бедных больных), здание приюта отбывшим наказание, открыт приют для подкидышей, психиатрическое отделение городской больницы, линия парового трамвая на Хаджибейский лиман. На его средства было построено: здание первой в России бактериологической станции, городская народная аудитория, городская бесплатная народная читальня с народным училищем, несколько богаделен, дешевых столовых, приютов, народных училищ в городе и предместье. Им было приобретено одно из самых красивых зданий в Одессе на Софиевской улице и подарено городу для размещения музея изящных искусств (сейчас здесь Одесский художественный музей). По его инициативе было положено начало Александровскому парку во время посещения Одессы императором Александром ІІ. В воздаяние заслуг Г. Г. Маразли еще при жизни его именем была названа одна из улиц Одессы. В память покойных родителей им был построен храм при второй женской гимназии в честь святителя Григория Богослова и святой мученицы Зои (1896).
Как указывает Татьяна Зет:
«В истории Одессы не было человека, который бы сделал для нее больше, чем Г.Маразли. Даже в сравнении с герцогом А.Ришельє и графом М.Воронцовым. Но если жизнь Григория Григорьевича Маразли проходила на глазах одесситов, то судьба его останков, как ни странно, до сих пор остается тайной за семью печатями.
13 марта 1903 года, уже будучи серьезно больным, Григорий Григорьевич продиктовал своему управляющему:
«…Похоронить на Старом кладбище без приглашений… Надпись на могиле должна быть простая: «Г.Г. Маразли, родился тогда-то, умер тогда-то». Хоронить меня не в мундире, а во фраке – просто. Бедным раздать 1000 руб. Наследникам моим помнить о бедных…».
Вопреки воле усопшего, греческая колония ввиду особых заслуг решила похоронить его в греческой Свято-Троицкой церкви. Похороны состоялись 5 мая 1907 года. В метрике об отпевании указано, что Маразли был похоронен в левом приделе Греческой церкви. Согласно найденной недавно в РГИА смете на устройство склепа, он упокоился под пономарной слева от алтаря. Это также подтверждается сведениями из картотеки известного архивиста, служившего в 1927-1929 годах в Комитете по охране могил выдающихся деятелей, Н.П. Чулкова.
В газетных публикациях упоминаются два места, где пребывало тело Маразли до обустройства склепа: сторожка рядом с левым приделом церкви и временное помещение под ним, в которое можно было попасть через особое отверстие. В 1936 году в подвалах и помещениях церкви органы НКВД нашли оружие националистов. Под этим предлогом они начали уничтожение церковной общины и преследование греческой диаспоры за якобы готовящееся вооруженное свержение советской власти. Здание церкви передали профсоюзу медработников «Здоровье» и начали переоборудовать под спортзал. Были вскрыты два склепа. Ценные вещи из них переданы в музей. Это шпага Маразли и золотой крестик Родоканаки. Вероятно, в то время останки Г. Маразли и покинули место погребения. Согласно сообщению «Одесского листка» от 3 мая 1907 года, тело Маразли «прозектором городской больницы Ч.И. Хенцинским было набальзамировано», и тогда. в 1937 году, вполне могла видеть отлично сохранившееся тело Григория Маразли спустя 20 лет после погребения. Место же перезахоронения, видимо, держали в тайне, так как длительные репрессии по национальному признаку, увенчавшиеся громким делом против греческой диаспоры в Одессе, создали в сознании населения образ греков как врагов советской власти.
Удалось найти свидетельства того, что в 1937 году существовало кладбище у восточной стены церкви за алтарем. Оно-то и могло стать местом для укромного захоронения останков, поскольку предназначалось под снос. И.М. Безчастнов считает, что оно располагалось в непосредственной близости от стены алтаря – восточной стены храма, на которой изображен большой поклонный крест. Возможно, на расстоянии 1-2 метров».