Говорила монахиня-детектив в фильме «Пелагия и белый бульдог», что талант — это такая дырочка в человеке, через которую Бога видно. Продолжая её мысль, можно сказать, что гениальность — это дверь, через которую видно Бога и Его Царство. Всемирная история знает много гениев самых разных сфер человеческой деятельности. Талантливых людей очень много, гении встречаются редко, а есть гении, стоящие как бы особняком. То ли в силу особенности своих дарований, то ли в силу необычных характеров, то ли в силу несоответствия эпох, в которых жили и творили. Гениальные люди всегда неоднозначны. Чаще всего при жизни не поняты и не признаны. Гениальность, вообще, тяжелый крест. Носители этого креста в силу несоответствия стандартам современности, чаще всего, далеко опережающие её, окружены презрением и насмешками. Ведь человечество всегда высмеивает и ненавидит всё, чего не понимает. Бывают, естественно, исключения, но они нечасты. Обычно человеку выдающихся дарований сопутствуют бедность, унижения и забвение. Но, наверное, Господь наделяя таковых при рождении особенными дарами обязательно прилагает к ним терпение, мужество и безразличие к благам века сего.
К числу их относится и Антонио Вивальди. Он родился в семье клирика собора св. Марка в Венеции. Отец его был в этом соборе органистом. Как пишут его биографы, он получил первые познания в музыкальном искусстве от своего отца. Очевидно, благочестивого человека, раз в достаточно молодом возрасте решил принять священный сан. Может этому способствовала и невзрачная внешность. Но для нас, пожинающих плоды труда этого вдохновенного человека это хорошо. Если бы он отвлекался на семейные и бытовые проблемы, то не смог бы столько своих изумительных творений оставить для нас. А, ведь, он считается очень плодовитым автором. Он даже мессу прерывал, чтобы записать пришедшую на ум музыку. Из его биографии мы можем узнать, что он не пользовался любовью и уважением ни начальства ни своей паствы, которые приклеили ему презрительную кличку «Рыжий поп», что нигде долго не задерживался, и что закончил жизнь свою на чужбине в бедности и одиночестве. Неизвестно, понимал ли он, какой след оставит в культурной жизни человечества, но мы, те, кто сегодня любит и ценит его творчество это понимаем. Его музыка поражает, восхищает, завораживает. Легкая, светлая, прозрачная. То звенящая, как горный ручей у своего истока, то величественная, как широкая река при впадении в океан, она неизменно радует слушателя, настраивает камертон души на высокий лад, влечет вперед, дарит пищу для ума и сердца, вдохновляет подражать автору в своей собственной жизни и области деятельности. Эта музыка совершенна, потому что является отблеском небесной радости.
Что вообще составляет человеческую личность? Что делает человека таким, каким узнают его родные и друзья в пору зрелости или на закате жизни? Несомненно это эпоха и место, в которых он появляется на свет, это семья, школа, друзья, книги, встречи, первая любовь и множество других факторов. Что мы можем знать о периоде становления гениального композитора? Наверняка — только одно
: он родился и рос в Венеции, в городе-празднике — величественном, прекрасном и вечно молодом. И детство, проведенное под сводами Сан-Марко в окружении прекраснейших произведений церковного искусства, доставленных дожами со всех концов христианского мира стало отправной точкой для вдохновенного творчества, которого приобщились миллионы слушателей, которым в свою очередь вдохновились Бах, Гендель, Гайдн и многие другие, считавшие его своим учителем. Говорят, что великие умирают дважды: первый раз физически, второй раз в памяти человечества. Если это так, то «Рыжий поп» Антонио Вивальди безсмертен.