Ваше Блаженство, Первосвятитель Украинской Православной Церкви!
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства,
глубокочтимые Владыки!
Вторит душа моя сегодня богоглаголивому Давиду: «Страх и трепет приииде на мя и покры мя тьма! И рех: Кто даст ми криле голубине и полещу и почию? (Пс. 54,7) От лица Твоего, Господи, камо бежу?» (Пс. 138,7) Говорю это сегодня перед Вами без тени лукавства. Потому что в течение четырех лет по благословению моего святителя, Высокопреосвященнейшего митрополита Одесского и Измаильского Агафангела исполнял в родном монастыре послушание Благочинного, затем изволением Блаженнейшего Предстоятеля и Священного Синода нашей Церкви в течение почти десяти лет управлял монастырем в должности Наместника. И прекрасно постиг истину, что управлять людьми – наука из наук и искусство из искусств. Постиг истину, но не постиг этой науки и этого искусства. Поэтому терзают мою душу смятение и страх. В течение десяти лет почти каждый день мне приходилось быть свидетелем каждодневного труда моего правящего архиерея и с каждым днем приходило осознание того, как сложно быть епископом. Каждый имеет право на ошибку, но не епископ, каждый имеет право на личную жизнь, но не епископ, каждый волен поступать по своему разумению, но не епископ. Быть Архипастырем, по слову апостола Петра, значит «не господствовать над наследием Божиим, а надзирать за ним охотно и непринужденно, подавая пример стаду» (1 Пет. 5, 2-3) Христову, кротостью и смиренномудрием светить всем и сгорать самому.
Святитель – лицо Церкви, и оно не может быть омрачено гневом, гордостью или мирскими пристрастиями, святитель – голос Церкви, и этот голос может возвещать только Правду Божию и вечные спасительные истины. Святитель – совесть Церкви, и потому должен быть заступником гонимым, ходатаем за беспомощных, помощником и утешителем страждущих. Святитель должен быть всегда там, где любовь в долгу. Церковь с глубоким почтением относится к носителям сана архиерейского, но и ждет очень многого от них. И всегда за все в ответе перед Богом, перед судом человеческим и перед историей – епископ. Он, хотя и получает почести как первый, но должен быть готов первым принимать удары. Новейшая история нашей Церкви является самым надежным этому подтверждением. Поэтому, готовясь вступить в число тех, кто сегодня принимает мое исповедание, я готовлюсь, подобно пророку Иезекиилю, вкусить свиток, на котором написано: «Плач и стон и горе» (Иез. 2, 10). Но избрание меня епископом приемлю в уповании на Ваши апостольские дерзновенные молитвы, возгреваю хладеющую от священного ужаса и мятущуюся мою душу словами древнего псалма: «Не унывай, не унывай, душе моя, уповай на Господа».
В этот священный день есть хороший обычай ставленнику поминать добрым словом тех, кто дорог ему, кто сыграл значительную роль в его жизни и становлении. Спешу и я последовать сему обычаю. Ибо сердце мое преисполнено любви, почтения и благодарности к этим людям.
Первый из них – Вы, Ваше Блаженство. Господь Иисус Христос вручил Вам Свою Церковь. Для нас Вы являетесь мистической, непостижимой человеческим умом Его иконой. И никогда эту икону, этот прекрасный образ Спасителя, который проступает сквозь Ваши человеческие черты, не омрачили и не повредили Вы неосторожными словами или недобрыми поступками. Человек, который руководит всех нас ко спасению только любовью, милостью и личным примером.
Молюсь, как и миллионы Ваших духовных чад о том, чтоб Ваше сердце еще много лет билось во Славу Божию, чтобы из Ваших глаз лилась на нас река света и доброты, а уста продолжали сладкоглаголиво и утешительно возвещать нам Тайны Царствия Божия и Божиих откровений.
Земно кланяюсь и благодарю сердечно и моего Владыку – Высокопреосвященнейшего Митрополита Одесского и Измаильского Агафангела, родившего меня для Церкви в монашеском постриге, сообщившего мне через возложение святительских рук дар священства. Хлеб, которым питал меня все эти годы мой Высокопреосвященнейший Авва, не всегда был мягким и сладким, но именно он делал меня сильнее в сложные ответственные моменты, этот хлеб от трапезы его мудрости и житейского опыта давал мне силы служить Церкви верой и правдой и преодолевать сложности, которых было немало, как и у любого другого человека.
Благодарю Вас, дорогие Архипастыри, оставившие свои многополезные и многообразные труды во Славу Христа и Его Святой Церкви, которую Он стяжал своею Честною Кровию, и яко «апостоли от конец, совокупльшиися зде», чтобы принять участие в моей Пятидесятнице. Низко кланяюсь Вам и прошу не оставлять и впредь своим благорасположением, а наипаче святыми молитвами.
Родители – святой уголок в моей душе, как и у каждого человека. Они мне дали такое воспитание, что я не мог не прийти в Церковь. Самые первые жизненные уроки я получал от мамы и папы. Самые светлые и радостные минуты жизни связаны с ними. Жалею, что не уделял им должного внимания, но знаю, что родительская любовь покрывает все.
Чистый и добрый, всегда с любовью принимающий каждого, живущий во Христе, истинный раб Божий старец схиархимандрит Иона, мой духовник и восприемник в постриге. Духовный орел, паривший так высоко духом, что все житейское, тленное, преходящее не касалось его. Он жил для Христа и во Христе, умирал со Христом. И я, и многие тысячи его духовных чад верим и знаем, что наш Батюшка водворился с Ним. Уповаю на молитвы нашего кроткого и смиренномудрого Старца – легкие и благоуханные, как драгоценнейший фимиам.
Благодарю всех и каждого, присутствующих сегодня здесь и отсутствующих, наполняющих мою жизнь смыслом и радостью – всех тех, кто молился за меня, разделял со мной мои труды, поддерживал в трудные минуты. Да даст Господь всем мир, благодать, здравие душ и телес и вся благая в сей временной жизни и в будущем нестареющемся блаженстве.
Ваше Блаженство! Богомудрые святители!
Смиренно прошу Вас возложить на меня Ваши руки, чтобы по Вашим молитвам Всемилостивый Господь, призывающий меня к высокому служению, ниспослал мне благодать Пресвятого Своего Духа.
Ощущаю свою слабость, ничтожность, греховность. Боюсь, чтобы не попалил меня, как недостойный нечистый сосуд, огнь сей великой благодати. Но надеюсь на безмерное милосердие и неизреченное человеколюбие Бога Слова. Счастлив, что буду, подобно ветхозаветному первосвященнику, входить туда, где неизреченная Слава Божия, туда, где Ангели приникнути желают, туда, откуда черпается божественная Премудрость, радость, утешение, мир, мужество и сила. Счастлив буду, исходя оттуда, возвещать Новому Израилю прощение, делясь щедро и туне всем, что получил у Престола благодати.
Помоги мне, Всеблагая моя Надеждо и Свете моея убогия души, Господи Боже мой, служить Тебе до последняго моего издыхания. Ибо без Тебя все безсмысленно и безполезно и безпросветно. Не отвержи мене, Сладчайший мой Иисусе, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Аминь.
28 сентября 2013 года
Архимандрит Диодор (Васильчук)