В третье воскресенье Великого поста за Всенощной выносится Святой Крест. Все верующие покланяются Кресту, в это время поется стихира: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».
Церковь выставляет в середине Четыредесятницы верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Св. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются «крестопоклонными».
Начиная подвиг и оканчивая его, мы обычно бываем воодушевлены. Вначале — сознанием сил в себе еще свежих и неиспытанных, напоследок — надеждою близкого и успешного окончания. Но середина пути часто бывает для нас опасным камнем преткновения. Церковь, никогда не оставляя чад своих без утешения и ободрения, среди подвигов Великого поста, которыми постящиеся и кающиеся должны распинать плоть свою со страстями и похотями, с третьей седмицы Св.Четыредесятницы начинает особенно ободрять и укреплять подвизающихся, представляя сердцу и уму нашему примеры благочестивого подвижничества, самоотвержения и терпения. Таким образом на третьей седмице Великого поста она, наставляя нас умерщвлять страсти и похоти, призывает нас побеждать их как Гедеон, поразивший мадиамитян; одолевать их, подобно Сампсону, убившему зверя; умерщвлять их, как Голиафа; смирять их подобно Даниилу, укротившему зверей во рве, и больше восхваляет пост, чем предписывает; чаще воспевает плоды его, нежели обнажает наши греховные язвы, которые врачуются постом. «Отеческого сокровища, имения чудного, матере всех послуживших Владыце Христу, приидите насладимся, братие, поста: ибо сей укрепляет тело, просвещает ум и сердце» «Пост возлюбим, души страсти лютейшия действием духа увядающий, и божественная деяния деяти укрепляющий, и ум на небо воссылающий, прощение ходатайствующий от Бога щедрого» (из стихир постной Триоди).
Чтением Апостола на Литургии в субботу третьей недели Св.Четыредесятницы Церковь призывает нас укрепляться в терпении во имя Господа Христа (Евр. 10, 32-38); а из Евангелия благовествует слова о том, что не требуют здоровые врача, но больные (Мк. 2, 14-17).
Особенно же для утешения и ободрения кающихся среди Четыредесятницы Церковь указывает в третью неделю Великого поста на Животворящий Крест Господень, начиная синаксарь в эту неделю стихами:
Кресту вся земля да поклоняется:
Имже познала Тебе покланятися, Слове.
Древо страданий и смерти Господа, представляемое Церковью постящимся в середине Св.Четыредесятницы, по толкованию Церкви, подобно райскому древу жизни; подобно древу, которое во время четыредесятилетнего странствия народа Божия в пустыне, положено было в горькие воды источника Мерры для их услаждения; подобно сеннолиственному древу (дереву с густой листвой), под тенью которого останавливаются в прохладе для отдыха утомленные путники, стремящиеся в обетованную землю вечного наследия. Напоминая постящимся о страданиях и смерти Господа, которые Он добровольно претерпел для спасения мира, Всечестный и Животворящий Крест благодатно воодушевляет верующих и для продолжения поста, молитвы и для освящения. Если Господь нас ради распят, то не должны ли и мы Его ради отречься от мирских удовольствий, которые препятствуют подвигам благочестия? «Сраспинаеми нас ради Распеншемуся, умертвим вся плотские уды в постех и молитвах и молениях»(из стихир постной Триоди).
Благовестие о Кресте и поклонении Ему в середине поприща Св.Четыредесятницы, воодушевляя постящихся примером распятого Спасителя, в утешение преднапоминает нам и о приближающемся светлом празднике славного воскресения Христова. Крест есть предсретение празднования Пасхи. При торжественной встрече победителя обычно несут его победные знаки: так Пасхе Христовой как шествию Победителя греха и смерти предшествует знак Его победы — Животворящий Крест. Итак, если мы с Христом страждем, то с ним и прославимся, если с Ним умираем, то с Ним и воскреснем.
После великого славословия на утрени, при пении «Св. Боже» Крест, украшенный зеленеющими цветами, знамениями жизни, выносится в среду верующих для поклонения и лобызания его. При поклонении Кресту и целовании его Церковь возносит песнь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Эта же песнь поется на Литургии вместо «Св. Боже».
Чтением Апостола Церковь проповедует, что несение креста облегчает нам Сам Распятый за нас на Кресте. «Имуще убо архиерея велика, прошедша небеса, Иисуса Сына Божия, да держимся исповедания. Не имамы бо архиерея не могуща спострадати немощем нашим, но искушена по всяческим по подобию, разве греха» (Евр. 4, 14; 5, 6). Чтением Евангелия Церковь благовествует, словами Господа, об обязанности самоотвержения и последования Ему для спасения. «Иже хощет по Мне ити, говорит небесный Подвигоположник, да отвержется себе и возьмет крест свой и по Мне грядет. Иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю; а иже погубит душу свою Мене ради и Евангелия, той спасет ю» (Мк. 8, 34; 9, 1).
От благовестия о Кресте и поклонения Животворящему Кресту третья неделя Великого поста называется Крестопоклонной. Установление ее относится к древним временам христианства. Между сочинениями св. Иоанна Златоустого есть поучение на эту неделю, в котором он говорит: «возвратился к нам ежегодный день, всеми чтимый и светлый, средняя седмица св. постов, приносящая треблаженный и Животворящий Крест Спаса нашего Иисуса Христа, — предлагающая его для поклонения ему и поклоняющихся с искренним сердцем и чистыми устами освящающая и делающая подготовленнее и мужественнее к совершению поприща св. постов». В другой своей беседе св. Златоуст не одобряет радость жителей Антиохии о том, что они совершили половину Св.Четыредесятницы. Св. Софроний, патриарх иерусалимский, в XII веке в неделю Крестопоклонную в слове своем говорил: «Посмотрите на путника, идущего к определенной цели. Ежедневно проходя известную часть пространства, он, хотя и изнемогает иногда от продолжительности предпринятого пути, однако, имея в виду отдых, с охотою продолжает начатый путь. И все мы теперь что другое, как не странники? Человеколюбец Бог, чрез предание от святых отец, Сам открывает пред нами предлежащий путь, — говорю, святого и спасительного поста для того чтобы мы, потрудясь на нем, хоть сколько-нибудь, сподобились получить прощение во грехах, и от томящей нас греховной жажды и угрызения похотей избавляет, чрез прикосновение и лобызание честного и Животворящего Креста. То и другое средство с одинаковою пользою могут приготовить нас к достойному сретению св. дня Воскресения; пост потому, что поддержит благую бодрость в теле, а поклонение предлежащему Животворящиму Кресту отвлечет мысли наши от постыдных помыслов и дел и устремит взор наш к небесному жилищу. Посему восхвалим пост; но восхваляя его и все блага, проистекающие от него для человека, восхвалим также и предлежащее нам для поклонения честное дерево Креста и воззовем к нему сердцем и устами: радуйся Кресте, на нем же Сын Божий распростерши руки, принял всех нас в свои объяты и примирил с Отцем небесным! Радуйся, очищение наше от скверн греховных! Радуйся, Щите великого Царя, под сенью которого уготовляется всякая победа! Озари нас, пречестный Кресте, сокровенною в тебе силою; — сотвори, да и мы свободно возжелаем пострадать, хотя несколько, для Того, Который первый положил на тебе живот Свой за нас; соделай нас достойными с радостию встретить светоносный день Воскресения, как залог наследия уготованных нам вечных благ».
В беседах Феодора Студита, писателя IX века, указывается на поклонение Кресту в середине Св.Четыредесятницы, как уже на древнее обыкновение Церкви. В том же веке прпп.Иосиф и Феодор Студиты написали многие хвалебные песни на третью седмицу Св.Четыредесятницы, сегодня исполняемые Церковью.