Сегодня Православная Церковь отмечает праздник БОГОЯВЛЕНИЯ или КРЕЩЕНИЯ ГОСПОДНЯ.
В основе праздника лежит евангельское событие Крещения Иоанном Предтечей на реке Иордан Господа нашего Иисуса Христа перед выходом Его на проповедь. Во время этого Крещения человечеству была явлена вся полнота Божества — Святой Троицы: Бог Отец свидетельствовал о Своем Сыне голосом с небес, воплотившийся Бог Сын — Иисус Христос погружался в воды Иордана, Бог Дух Святой снисходил на Христа в виде голубя. Поэтому Крещение называется еще Богоявлением. Богоявление — один из древнейших праздников Церкви и известен с конца II века. Первоначально смысловой нагрузкой праздника было не только воспоминание событий Крещения Господа, но и Его Рождества.
Сегодня Православная Церковь отмечает праздник БОГОЯВЛЕНИЯ или КРЕЩЕНИЯ ГОСПОДНЯ. В основе праздника лежит евангельское событие Крещения Иоанном Предтечей на реке Иордан Господа нашего Иисуса Христа перед выходом Его на проповедь. Во время этого Крещения человечеству была явлена вся полнота Божества — Святой Троицы: Бог Отец свидетельствовал о Своем Сыне голосом с небес, воплотившийся Бог Сын — Иисус Христос погружался в воды Иордана, Бог Дух Святой снисходил на Христа в виде голубя. Поэтому Крещение называется еще Богоявлением.
Богоявление — один из древнейших праздников Церкви и известен с конца II века. Первоначально смысловой нагрузкой праздника было не только воспоминание событий Крещения Господа, но и Его Рождества. Однако, к IV веку Рождество выделилось в отдельный праздник, а Богоявление приобрело черты, присущие ему сегодня. О родстве Богоявления и Рождества напоминает и сочельник — день строгого поста, накануне обоих этих праздников.
В Крещенский сочельник, утром 18 Января, совершается Литургия Василия Великого, в начале которой торжественно читаются ветхозаветные пророчества о Пришествии в мир Господа Иисуса Христа, а в завершении совершается особый Чин Великого освящения воды. Священник произносит особые молитвы, призывая благодать Святого Духа на воду и на собравшихся верующих. Это богоявленское освящение воды отличается от обычного освящения особыми и усиленными прошениями к Господу об освящении, очищении и избавлении человечества от греха. Именно поэтому крещенская вода называется Великая Агиасма (в переводе с греческого — «Великая Святыня»). Она обладает удивительными свойствами — прежде всего духовными, укрепляющими и просветляющими человека. Ею освящают жилища и другие места пребывания людей для «отгнания всякаго навета видимых и невидимых врагов». Крещенская вода приобретает определенные физические свойства и не портится под воздействием времени. Об этом удивительном свойстве Агиасмы еще в IV веке говорил святитель Иоанн Златоуст, свидетельствуя, что крещенская вода на протяжении многих лет остается свежей, чистой и приятной на вкус, совсем не портится, как будто только в сию минуту была почерпнута из живоносного источника.Таким образом, вода, освященная на Богоявление, становится видимым образом невидимой благодати Божией, сохраняющей нас от тлетворного влияния греха.
Этот же чин Великого освящения воды повторяется в сам день Крещения Господня 19 Января. Вода, освященная в этот день ничем не отличается от освященной накануне. Сложившееся поверье, что вода освященная накануне — это «богоявленская» или «иорданская» вода, а в сам праздник — «крещенская», не соответствует действительности. Богоявленская и крещенская вода — это одно и то же; одна и та же Агиасма.
Первоначально Чин Великого освящения воды на Богоявление служился только один раз — в сочельник. Этот обряд возник из обычая крестить накануне Богоявления оглашенных. Сама молитва Богоявленского водоосвящения является видоизмененной версией молитвы из чина Крещения. Поэтому древние известия приурочивают обряд Богоявленского водоосвящения к вечеру или ночи накануне этого праздника, а не к самому дню Богоявления. Этот обычай однократного освящения воды накануне Богоявления просуществовал до XI-XII веков и затем, под влиянием Иерусалимской традиции, уступил место двукратному водоосвящению. В силу этой традиции, освящение воды в сочельник полагалось производить в храме, а для освящения воды в сам день Крещения духовенство и миряне крестным ходом выходили на реку и повторяли тот же Чин, который совершался накануне.
В день Богоявления освящается не только та вода, котораую верующие приносят в храм, но и вообще, «все водное естество». По вере человека, даже вода из водопровода или ручейка, не побывавшая в Церкви, может стать для него Агиасмой. Однако, наше личное присутствие в храме при совершении Чина Великого освящения воды необходимо, так как призываемая благодать Святого Духа сходит не только на воду, но и на нас самих, исцеляя наши духовные и телесные немощи и очищая нас от грязи греха. Эта благодать подается всем, и с нашей стороны требуется только принять её. Вот почему так необходимо каждому прийти в день Крещения в Божий храм. Верующие люди говорят, что в мире нет ни одной капли воды, которая не была бы освящена. И если бы мы все действительно поступали так, как учит Слово Божие, соблюдали Заповеди и жили свято, то тогда бы каждый источник был бы для нас источником исцеления, а каждая чаша выпитой воды — чашей очищения и просвещения. Бог не будет творить чудеса там, где их желают увидеть только из любопытства, без искреннего намерения заботиться о чистоте своих помыслов и поступков, без любви к ближнему и Творцу.
Каждый год в день Богоявления к Православным храмам тянется множество людей с емкостями для воды. И каждый год совершаются при этом одни и те же ошибки. Чтобы избежать их, желательно придерживаться следующих сложившихся церковных правил и традиций.
*Приходить за водой желательно с бидонами, стеклянная посуда часто в сутолоке разбивается.
*Пластиковые бутылки замедляют отпуск воды, но если другой посуды нет, то бутылки необходимо заранее промыть от осадков бывших в них напитков. Этикетки необходимо смыть.
*Обычно святую воду в храмах раздают несколько дней. Можно узнать заранее график раздачи воды, который в разных храмах различен, и прийти в тот день, когда народа будет меньше.
*Не стоит скандалить и шуметь в очереди за водой, иначе все Ваши старания окажутся напрасными — от святой воды, взятой со скандалом вряд ли будет должная польза.
*Существует странное мнение, что нельзя пить воду разным людям из одной емкости. Считается, что вода после первого человека, попившего из емкости, теряет свою святость. Это мнение оскорбительно как по отношению к святыне, так и по отношению к тому человеку, после которого святыня якобы теряет свою святость.
*Храниться святая вода должна в подобающем месте. Нельзя, например, ставить её рядом со спиртными напитками.
*Чтобы Крещенская вода в течение года всегда была в наличии, по мере её расходования в ёмкость добавляется обычная вода. Некоторые предпочитают отливать святую воду из ёмкости малыми дозами и добавлять в посуду с обычной водой.
*Святой водой принято окроплять жилища. С молитвой «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь» окропляются углы в каждой комнате и все подсобные помещения. С какого угла начинать окроплять комнату значения не имеет.
*Ни в коем случае нельзя выливать святую воду в канализацию. Поэтому, добавлять её в ванну для купания не следует.
*Если по какой-либо причине святая вода испортилась, её нужно вылить в комнатные цветы, под дерево, в водоем. Так же нужно обращаться с водой, которой споласкивается ёмкость из-под прошлогодней святой воды.
*Единого мнения, как пить святую воду — натощак или на сытый желудок — нет. Но сложилась традиция: в день, когда берется святая вода, её можно пить в течение всего дня, но в последующие дни — строго натощак. В любом случае, перед её принятием читается специальная молитва.