Предлагаем Вашему благочестивому вниманию «Иверский Листок № 13», содержащий проповедь Митрополита Антония Сурожского на евангельское чтение Шестой Недели по Пятидесятнице.
По благословению Высокопреосвященнейшего АГАФАНГЕЛА,
митрополита Одесского и Измаильского,
священноархимандрита Свято-Иверского Одесского мужского монастыря
ИВЕРСКИЙ ЛИСТОК № 13
от 4 Июля 2010 г.
Р А С С Л А Б Л Е Н Н Ы Й
И Ч Е Т Ы Р Е Д Р У Г А
В одном из своих сочинений преподобный Ефрем Сирин говорит: «не заключайте свою молитву в одни слова, пусть каждое ваше действие будет Бого-служением…»
Этим он говорит многое. Прежде всего, все, что мы делаем, имеет какое-то духовное значение. Всякий человек на земле в той или иной мере есть священник Бога Живого; он принадлежит двум стихиям: земной и небесной, духовной и вещественной, и призван все, что есть в нашем мироздании, сделать частью ликующего Божиего Царства. Нет ничего на земле и в поднебесье, что не могло бы войти в то Царство вечной славы, когда Бог будет всем во всем, за исключением человеческого греха.
И вот, в сегодняшнем Евангельском чтении (Мф.9,1-8) мы видим, как действует это в четырех людях, принесших расслабленного своего друга к ногам Спасителя: это действие оказалось живой мольбой, мольбой без слов, но мольбой, свидетельствующей об их вере в Господа, и о любви их к своему другу.
Такова должна быть и наша молитва предстояния и печалования друг за друга. Недостаточно стать перед Господом и Его просить, чтобы Он сделал для людей то, что мы, во Имя Его, должны бы для них сделать. Недостаточно взывать к Богу о помощи там, где Он вправе нам сказать: Ты иди и сотвори дело милосердия, дело правды, дело любви… Это мы должны помнить непрестанно.
Некоторые недоумевают, почему Господь взглянул с благоволением на этого человека и исцелил его по вере других: да потому, что эта вера других была не простой верой, а делом живой молитвы и любви. Этот человек стяжал себе любовь друзей, которые потрудились и взяли на себя риск принести к Спасителю больного друга.
Молитва должна заключать в себе все, вся жизнь наша должна быть предстоянием перед Богом и во Имя Божие, стоянием среди людей и перед людьми. Если мы будем так жить, то не будут упрекать Христиан, что они крепки только в слове, а когда доходит до дела – они бессильны, безразличны; тогда только можно будет сказать, что молитва это дело, превращенное в созерцание, а дело есть молитва, ставшая поступком.
Вот над чем всем нам нужно задуматься: вся жизнь должна стать мольбой и делом милосердия, и только тогда наша словесная молитва будет не пустым звуком, а тоже частью дела, свидетельствованием перед Богом о том, что нашего сердца тоже коснулось сострадание, тоже коснулось чужое горе и что, взывая к Нему, мы говорим: Господи, если Ты хочешь меня послать и сотворить через меня дело Твоего милосердия – пошли, вот, раб Твой перед Тобой!.. Аминь.
Проповедь Митрополита Сурожского АНТОНИЯ
произнесенная 25 Августа 1965 года.
Хранители тихого света лампад…