Мы привыкли называть праздник Воскресения Христова Пасхою, — да и так называет его св. Церковь в своих песнопениях. Пасха священная нам днесь показася, — поет она, — Пасха нова-святая; Пасха таинственная, Пасха всечестная, Пасха — Христос избавитель; Пасха непорочная, Пасха великая, Пасха верных; Пасха двери райския нам отверзающая, Пасха всех освящающая верных. Но что такое Пасха! Слово Пасха значит избавление. Так названа она в память избавления евреев от рабства египтян.
Но еврейская Пасха есть образ христианской Пасхи. Наша Пасха есть Пасха высшая, духовная и, как поет св. Церковь, новая, таинственная. Израильтяне избавлены от временной смерти и изведены из одной страны в другую, и избавителем их был служитель Божий — Моисей; а христиане избавлены от вечной смерти и возведены от земли к небу, и избавитель их — Сам Господь Иисус Христос. Наша Пасха — Христос Избавитель. Агнец еврейский — прообраз Христа. Как агнец был закалаем и умерщвляем, и кровь его спасла евреев от временной смерти, так и Христос был заклан и умерщвлен на кресте, и кровью Его мы избавились от вечной смерти. Христос — новая Пасха, — поет св. Церковь, —Жертва живая, Агнец Божий, вземляй грехи мира.
Как же мы должны проводить этот величайший и радостнейший праздник? Отчасти так же, как и евреи праздновали свою Пасху. Они ели закланного и испеченного ягненка и кровью его помазывали входы своих домов, и тем спаслись от поражающей руки ангела Господня, то же самое и мы должны делать. То же самое предлагает нам и св. Церковь не только в святую Пасху, но и во все праздники и даже каждый день. Приимите и ядите, —говорит Спаситель, — сие есть Тело Мое… Пиите от нея (чаши) вси, сия бо есть Кровь Моя (Мф. 26, 26-28). Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь имать живот вечный (Иоан. 6, 54). Поэтому, христиане, желая достойным образом проводить Св. Пасху, приготовьтесь к ней очищением своей совести от грехов в Таинстве покаяния и причащением св. Христовых Тайн, а во всю Светлую седмицу как можно чаще посещайте храм Божий и участвуйте в совершении Божественной Литургии, когда приносится бескровная жертва. Слава Богу, мы живет в такое счастливое время, что нас никто не стесняет в отправлении богослужения, а напротив, всеми мерами стараются привлечь в храмы Божий. Но не то было в первые века христианства: тогда за одно только имя “христианин” преследовали, мучили, заключали в темницы и даже убивали. Но и в темницах святые мученики считали необходимым совершать Божественную службу, особенно же в такие праздники, как Св. Пасха.
Представьте такую картину. В темнице томятся несколько христиан; наступает светлый праздник Христова Воскресения. Узникам также хочется отпраздновать Пасху. Но как? Господь помогает им в этом. Некоторые из христиан тайно от стражи приносят в темницу хлеб и вино. Среди мучеников находится или епископ или пресвитер. Престолом служит или стол или простой камень. И вот при еле мерцающем свете от лучины совершается Божественная Литургия, и узники причащаются св. Христовых Тайн. И какое религиозное воодушевление заметно на лицах этих страдальцев! А то случается, что в темнице не находится ни стола, ни камня; тогда совершалась Божественная Литургия на персех мученика. “Где, отче, положим хлеб, — спросили ученики пресвитера Лукиана, -здесь (в темнице) нет стола (престола)?” Он же, связанный, лежа вверх лицом на острых камнях, ответил: “На персех моих положите, и будет живой престол Живому Богу”.
Если христиане первых веков, при таких тяжелых обстоятельствах, считали необходимым совершение Божественной Литургии, то нам, находящимся в лучших условиях, весьма грешно отказываться от Божественной Трапезы.
Другим не менее важным делом в праздник Пасхи должна быть благотворительность. “Настоящий день, — говорит св. Григорий в день Св. Пасхи, — облегчает всякую скорбь, и нет человека так печального, который не находил бы утешения в торжестве праздника. Ныне освобождается узник: должнику прощается долг; раб получает свободу…” Истинная радость делает человека добрее по отношению к другим людям, нуждающимся в его доброте, а таких людей у нас очень и очень много… Есть люди, изнывающие под бременем нищеты или болезни или других каких тяжелых обстоятельств, и им хочется порадоваться празднику Пасхи. Но горе, нужда, болезнь тяготят их сердце. Чтобы дать им возможность порадоваться празднику Пасхи, принесите им слово утешения и необходимые средства к пропитанию… Отымите печаль у душ, удрученных скорбью, как Господь отьял умерщвление от нашего тела, возвратите честь посрамленным, обрадуйте опечаленных, ободрите упадших духом, изведите на свет заключенных; пусть для всех цветет, как цветок, красота праздника” (слова св. Григория); и тогда радость наша будет исполнена, и мы все едиными устами и сердцем моем воскликнуть: Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в он!