В Великий четверг 28 мая православная церковь вспоминает одно из важнейших евангельских событий – тайную вечерь, на которой Иисус установил главное христианское таинство – причастие. Накануне крестных страданий и смерти Господь Иисус Христос совершил с учениками Свою последнюю трапезу — Тайную Вечерю. В Иерусалиме, в Сионской горнице, Спаситель с апостолами праздновал ветхозаветную иудейскую пасху, установленную в память о чудесном избавлении еврейского народа от египетского рабства. После вкушения ветхозаветной еврейской пасхи Спаситель взял хлеб и, возблагодарив Бога Отца за все Его милости к роду человеческому, преломил и подал ученикам, говоря: «сие есть Тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание». Потом Он взял чашу с виноградным вином, также благословил её и подал им, говоря: «пейте из неё все; Ибо сие есть Кровь Моя Нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов». Причастив апостолов, Господь дал им заповедь всегда совершать это Таинство: «Сие творите в Моё воспоминание». С тех пор христианская Церковь за каждой Божественной литургией совершает Таинство Евхаристии — величайшее таинство соединения верующих со Христом.
В память об этом евангельском событии многие архиереи в Великий четверг также омывают ноги 12 священникам или прихожанам, однако такая практика не является обязательной и повсеместной и зависит от личного выбора каждого архиерея. Например, патриарх Алексий II в бытность предстоятелем не совершал в Великий четверг чин омовения ног, в то время как его предшественник патриарх Пимен соблюдал эту традицию, равно как и митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим, духовный учитель нынешнего патриарха Кирилла.
Церковь предписывает в этот день всем верующим, не имеющим для этого каких-либо препятствий, обязательно причаститься во время богослужения.
Начиная с Великого четверга, в течение трех дней все церковные службы будут посвящены воспоминанию земных страданий Иисуса Христа. Вечером в четверг в храмах будут читаться 12 «страстных» Евангелий. Сие чтение представляет собой благовестие о страданиях и смерти Спасителя, выбранное из всех евангелистов и разделенное на двенадцать чтений, по числу часов ночи, чем указывается, что верующие должны всю ночь провести в слушании Евангелий, подобно апостолам, сопровождавшим Господа в сад Гефсиманский. Чтение Страстных Евангелий характеризуется некоторыми особенностями: оно предваряется и сопровождается соответствующим их содержанию пением: «Слава долготерпению Твоему, Господи», возвещается благовестом, выслушивается верующими при возженных свечах.